Договор перевозки
Транспортная организация, занимающаяся перевозкой грузов, и грузоотправитель, который сдает груз для перевозки и платит провозную плату, заключают между собой договор перевозки. В большинстве случаев грузоотправитель поручает груз транспортной организации и указывает ей третьего участника процесса — грузополучателя, которому груз выдается в пункте назначения.
Приведенное определение дает основание сделать вывод, что по своему характеру договор перевозки — возмездный и взаимный. Возмездный он потому, что перевозчик получает за перевозку определенное вознаграждение. Раз перевозчик должен перевезти груз и вправе получить провозную плату, а грузоотправитель имеет право на перевозку груза и обязан оплатить перевозку, то договор является взаимным.
Понятие, виды и форма договора перевозки
Выполняя обязательства перевозки, перевозчик должен доставить груз или пассажира в конкретный пункт назначения, а отправитель груза или пассажир обязаны внести провозную плату. Перевозки классифицируются по различным признакам.
В зависимости от вида транспорта перевозки бывают:
По числу перевозчиков подразделяются на:
а) перевозки в местном сообщении (осуществление перевозки одним видом транспорта и в границах одной транспортной организации — железной дороги, речного пароходства);
б) перевозки в прямом сообщении — несколько перевозчиков одного вида транспорта осуществляют по одному документу;
в) перевозки в смешанном прямом сообщении осуществляют несколько перевозчиков разными видами транспорта (воздушным транспортом и железной дорогой). На морском транспорте различаются:
- перевозки в малом каботаже. Это когда перевозка осуществляется между двумя портами России, находящимися в одном море;
- перевозки в большом каботаже. Перевозка между двумя портами Российской Федерации, которые располагаются в разных морях;
- перевозки в заграничном сообщении. Осуществление перевозок в порты других стран или из них.
Воздушный транспорт осуществляет:
а) внутренние воздушные перевозки – когда пункты отправления, назначения и промежуточных посадок находятся на территории России;
б) международные воздушные перевозки – когда пункты отправления и назначения находятся на территории двух стран или на территории одной страны, но предусмотрена посадка на территории другой.
Автомобильным транспортом производятся перевозки во внутреннем и в международном сообщении.
Также виды договоров перевозки различаются в зависимости от того, что перевозится:
- перевозки грузов;
- перевозки багажа;
- перевозки пассажиров;
- перевозки почты.
Договор должен быть заключен в письменной форме в виде единого документа, оформляющего перевозку груза. Таким документом чаще всего является транспортная накладная, а на морском транспорте — коносамент. Моментом заключения договора принято считать момент, когда вручается груз с сопроводительными документами. Срок договора — это время, за которое груз должен быть доставлен. Он считается соблюденным, если груз был выгружен или подан под разгрузку до истечения времени доставки.
Правовое регулирование перевозок
В правовом отношении перевозки регулируются в основном: Гражданским Кодексом, Воздушным кодексом, Кодексом внутреннего водного транспорта, Кодексом торгового мореплавания (КТМ РФ), транспортным уставом железных дорог, а также некоторыми подзаконными нормативно-правовыми актами.
Договор перевозки представляет собой соглашение, по которому перевозчик берет на себя обязанность доставить предоставленный ему отправителем груз в назначенный пункт и выдать его получателю, а отправитель груза оплачивает за перевозку груза оговоренную плату.
Предметом договора является погрузка, доставка, хранение, выгрузка и выдача груза. В качестве сторон договора выступают:
- перевозчик — автопредприятие, транспортная организация, железная дорога, пароходство, юридическое лицо, которое имеет лицензию на исполнение перевозок;
- грузоотправитель — физическое или юридическое лицо;
- грузополучатель — лицо, которому отправлен груз.
Договор перевозки грузов предусматривает взимание провозной платы, которая устанавливается соглашением сторон или определяется тарифами, утвержденными в порядке, установленном транспортными кодексами и уставами.
Порядок заключения договора перевозки
Заключение такого договора подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента) или другого документа на груз, который предусмотрен соответствующим транспортным кодексом или уставом.
Перевозочными документами считаются необходимые при перевозке грузов документы, оформленные в соответствии с установленными правилами. В случае воздушной перевозки соответствующий договор удостоверяется грузовой накладной. Ее форму устанавливает специально уполномоченный орган в области гражданской авиации. Перевозка автомобильным и железнодорожным транспортом осуществляется на основании транспортной накладной, которая оформляется на весь маршрут следования груза. После приема груза для перевозки морским транспортом по требованию отправителя перевозчик должен выдать ему коносамент.
Основанием заключения договора перевозки являются предпосылки организационного характера. К таким предпосылкам относятся: заказы грузоотправителей; договоры об организации перевозок (навигационные, годовые и другие); административно-плановые акты, предусмотренные законом.
Основные разделы договора перевозки груза
В обязательном порядке договор перевозки должен содержать следующие основные разделы:
Предмет договора
Здесь приводятся условия договора, без которых документ не может быть заключенным. Нужно обязательно указать действия, производимые отправителем, перевозчиком и получателем груза, указанного в договоре или приложении к договору.
Порядок и условия перевозки
Должен быть указан пункт назначения груза, место передачи груза перевозчику и требования к используемому транспорту. Также необходимо указать, кто и за чей счет осуществляет погрузку и выгрузку груза, и порядок его выдачи получателю.
Обязанности сторон
Указываются обязанности перевозчика по определению количества транспортных средств, сроках подачи их под погрузку, а также сроках доставки груза в пункт назначения. Приводятся обязанности отправителя по подготовке груза к перевозке, его погрузке и разгрузке, сроках принятия груза в пункте назначения и оплате перевозки.
Плата за перевозку груза и порядок расчетов
Этот раздел содержит сведения о размере платы за перевозку груза, ее сроках и форме оплаты.
Ответственность сторон
Установленную в этом разделе договора ответственность стороны несут дополнительно к той ответственности, которая установлена законодательством Российской Федерации, в число которого входят транспортные уставы и кодексы.
Обстоятельства непреодолимой силы
Перечисляются обстоятельства непреодолимой силы, которые могут препятствовать исполнению заключенного договора (война и военные действия, восстания, землетрясения, наводнения, эпидемии, акты органов власти). Наступление таких обстоятельств продлевает срок действия договора на период, необходимый для устранения того или иного обстоятельства.
Заключительные положения
В заключительных положениях договора содержатся сведения о сроках его вступления в силу, о способах разрешения соров и разногласий, о внесении изменений и дополнений. Также сообщается о количестве экземпляров договора.
Адреса и банковские реквизиты сторон
Здесь указываются юридический и фактический адрес сторон договора. а также полные банковские реквизиты по которым происходит оплата.
Образец договора перевозки
Скачать образец договора:
Как исполняется договор перевозки
Моментом исполнения договоров перевозки является выдача перевезенного груза в указанном отправителем месте.
Однако исполнение такого договора состоит не только в самой передаче груза, но и включает в себя некоторые подготовительные действия, которые необходимы для того, чтобы получатель груза мог принять груз. К таким действиям относится объявление и уведомление о прибытии груза. Так, станция выгрузки должна известить грузополучателя о времени подачи вагонов с грузами под выгрузку не позже чем за два часа до их подачи. Уведомление посылается обычно в день прибытия груза, но не позднее 12 часов следующего дня.
Если перевозчиком не будет послано уведомление, то он лишится права на получение платы за простои вагонов при выгрузке грузов грузополучателем, а также права на плату за хранение груза в просроченные дни до посылки уведомления или объявления о прибытии груза.
Так как уведомление о прибывших грузах не является основной работой перевозчика, а всего лишь дополнительной операцией, то за каждое уведомление грузополучателя о прибывших грузах взимается сбор.
Особенности различных видов договора перевозки
Договор перевозки железной дорогой оформляется накладной, являющейся главным перевозочным документом. На всем пути следования груза она сопровождает его, а на станции назначения вместе с грузом выдается грузополучателю. Накладная имеет важное юридическое значение: 1) это обязательная письменная форма договора; 2) доказательство факта заключения договора и воплощение его содержания; 3) устанавливает законность лица на предъявление исков и претензий к транспортной компании при ненадлежащем исполнении договора перевозки.
Договор воздушной перевозки предусматривает наличие перевозчика — зксплуатанта, обладающего лицензией на осуществление перевозки багажа, грузов, пассажиров или почты. Таким эксплуатантом может быть физическое или юридическое лицо, которое имеет право собственности (или иное право) на воздушное судно и использует его для полетов. У него должен быть особый сертификат для совершения полетов.
Договор морской перевозки грузов заключается:
- с условием предоставления для перевозки всего судна, его части или отдельных трюмов. В таком случае заключается договор фрахтования судна или чартер, по которому одна сторона (судовладелец) предоставляет другой стороне (отправителю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких суден на один или несколько рейсов для перевозки багажа, грузов и пассажиров;
- без каких-либо условий, когда договор оформляется коносаментом. Его обычно составляют в двух экземплярах, один из которых остается перевозчику, а другой получает отправитель в качестве основания для получения груза. На основании погрузочных документов коносамент составляет перевозчик, подписывает его капитан судна и выдает отправителю.
Подводя итог всему сказанному выше, можно сделать вывод, что договор перевозки груза представляет собой документ, которым регулируются права, обязанности, а также ответственность сторон, участвующих в процессе перевозок конкретных грузов.
Договор транспортных перевозок между физическими (ИП) и юридическими лицами (ООО, АО)
Договор перевозки является одним из договоров, регулирующих отношения по территориальному перемещению объектов или людей с помощью транспортных средств.
Транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Будучи урегулированы нормами права, эти отношения принимают форму обязательственно-правовых.
Виды типовых образцов договора перевозки
Все примеры договоров перевозки делятся на договоры перевозки груза (почты), перевозки пассажира и его багажа, а также договоры фрахтования. Рассмотрим подробнее каждый пример.
По типовому договору перевозки груза (почты) перевозчик обязуется доставить переданный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом) (ст. 785 ГК РФ).
По типовому договору перевозки пассажира и его багажа перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж и выдать его управомоченному на получение багажа лицу. Пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и за провоз багажа, если он есть. Заключение договора перевозки удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией (ст. 786 ГК РФ).
По договору фрахтования (чартер) фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ст. 787 ГК РФ).
Договор перевозки: регулирование
Общие условия, порядок заключения и форма договоров перевозки определяются Гражданским Кодексом РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами и иными нормативно-правовыми актами.
Каждый из вышеуказанных видов договора перевозки может подразделяться на подвиды, в зависимости от вида транспорта, осуществляющего перевозки.
По этому признаку разделяют договоры:
- Железнодорожной перевозки (регулируется Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». А также многочисленными правилами перевозки. Например, правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. N 111 и правила оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утв. постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2003 г. N 703.
- Автомобильной перевозки (регулируется Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112, а также иными правилами перевозок груза.
- Речной перевозки (регулируется Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ).
- Морской перевозки (регулируется Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ).
- Воздушной перевозки (регулируется Воздушным кодексом Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ).
- Смешанной перевозки.
Существует разделение договоров перевозки по следующим признакам:
- по срокам действия — разовые и длительные;
- по территориальному признаку — внутригосударственные и международные;
- по числу транспортных предприятий, участвующих в перевозке — местные, прямые и прямые смешанные перевозки.
В случае если перевозчик обязуется осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица, данная перевозка признается перевозкой транспортом общего пользования (ст.789 ГК РФ). В этом случае плата взимается на основании тарифов, утверждаемых в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
Характеристика образцов договора перевозки
Договор перевозки является двусторонним, возмездным договором, так как у обеих сторон возникают права и обязанности, и перевозчик получает провозную плату.
Договор перевозки может быть как реальным, так и консесуальным договором. В большинстве случаев он является реальным договором, то есть считается заключенным с момента принятия груза перевозчиком от отправителя.
Консесуальным договор перевозки является при заключении договора фрахтования (чаще всего морского или воздушного чартера) и считается заключенным с момента достижения соглашения по существенным условиям договора: о наименовании судна, о том, все или часть судна фрахтуется, количестве груза, месте погрузки и выгрузки, размере фрахта, месте назначения судна, маршруте судна и др.
Законодательная база Российской Федерации
Бесплатная консультация
Федеральное законодательство
- Главная
- «КОДЕКС ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА» от 07.03.2001 N 24-ФЗ (ред. от 02.07.2013 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2014)
- В данном виде документ опубликован не был
- Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
- (в ред. от 07.03.2001 — «Парламентская газета», N 45, 12.03.2001,
- «Собрание законодательства РФ», 12.03.2001, N 11, ст. 1001,
- «Российская газета», N 50-51, 13.03.2001)
Статья 67. Договор перевозки груза
1. В соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется своевременно и в сохранности доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю или управомоченному на получение груза лицу, а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
2. Составленная в соответствии с требованиями правил перевозок грузов транспортная накладная и оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки подтверждают заключение договора перевозки груза.
Стороны договора перевозки груза вправе предусмотреть применение коносамента в качестве транспортного документа, выдаваемого перевозчиком.
3. Формы и порядок заполнения транспортных документов, являющихся обязательными для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанных с перевозками грузов на внутреннем водном транспорте, устанавливаются правилами перевозок грузов.
4. Договор перевозки груза может быть заключен с условием предоставления для перевозки груза всего судна или части его (договор фрахтования). В этом случае фрахтователь имеет права и несет обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом для грузоотправителей.
Договор перевозки груза
Договор перевозки грузов заключается между двумя сторонами: отправителем и перевозчиком. Третья сторона (получатель) формально не участвует в данном соглашении.
Согласно условиям договора перевозки грузов, первая сторона – перевозчик – обязуется принять от второй стороны – отправителя – какой-либо груз и доставить его получателю. Отправитель при этом обязан оплатить услуги перевозчика в соответствии выставленным тарифам.
Отношения первой и второй стороны подтверждаются выдачей соответствующей накладной на руки отправителя.
Таким образом, по договору перевозки груза перевозчик принимает обязательство по доставке вверенного ему груза в конечный пункт назначения и сдать груз управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель должен уплатить за перевозку груза установленную договором перевозки плату.
Правовые основы договора перевозки груза
Общие положения о перевозке закреплены в главе 40 ГК РФ.
Это унифицированные нормы, которые относятся ко всем видам транспорта, а именно к:
внутреннему водному транспорту.
Более конкретно общие условия перевозки указанными видами транспорта закрепляются транспортным законодательством, в состав которого входят транспортные уставы и кодексы, иные законы, а также издаваемые в соответствии с ними правила (см. п. 2 ст. 784 ГК РФ).
В настоящее время действуют следующие основные транспортные законы:
Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 № 125 (далее по тексту— УАТ);
Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ (далее по тексту — УЖТ);
Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее по тексту — ВК);
Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ (далее по тексту — КВВТ);
Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (далее по тексту — КТМ).
Отношения в сфере перевозок также регулируются и другими законами: например, Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ.
Отношения по перевозке регулируются также правилами, издаваемыми Правительством РФ и соответствующими транспортными ведомствами в соответствии с транспортными уставами и кодексами, другими законами.
Правовая сущность договора перевозки груза
Договор перевозки груза регламентирует правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданного (вверенного) перевозчику, поэтому его нередко именуют договором перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов).
По своей сути договор перевозки груза является возмездным договором и взаимным договором.
Это реальный договор, так как договор считается заключенным с момента сдачи багажа к перевозке.
При перевозке грузов транспортом общего пользования считается, что заключенный договор является публичным договором.
Таким образом, по своей юридической природе договор перевозки грузов:
является реальным договором (т.е. порождает гражданские права и обязанности с момента фактической передачи вещи);
является возмездным договором (по договору взимается плата за перевозку);
является двусторонним договором (так как порождает обязательства у обеих сторон);
заключается в пользу третьего лица — грузополучателя (когда он не совпадает с грузоотправителем).
Существенные условия договора перевозки груза
Существенным условием договора перевозки груза является условие о его предмете.
Предмет договора перевозки груза
Предметом договора перевозки груза является оказание услуги по перемещению груза в конечный пункт назначения с помощью того или иного вида транспорта.
Кроме услуг по перемещению груза, перевозчиком могут оказываться и сопутствующие услуги, такие как погрузка и выгрузка груза, хранение груза и другие услуги.
Срок договора перевозки груза
Срок, который указывается в договоре перевозки груза – это время, в течение которого груз должен быть доставлен в конечный пункт назначения.
При этом перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, установленные:
транспортными уставами и кодексами;
при отсутствии таких сроков – в разумный срок.
Стороны договора
Сторонами в договоре перевозки груза являются перевозчик и грузоотправитель.
Отправителями грузов могут быть любые дееспособные субъекты гражданского права, какие-либо специальные требования к ним не предъявляются.
Перевозчиками могут выступать лишь коммерческие юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление грузовых перевозок.
Цена договора перевозки груза
Цена в договоре перевозки равна плате за перевозку груза.
Плата за перевозку транспортом общего пользования прописывается в договоре в соответствии с тарифами, которые утверждаются государственными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления. В остальных случаях плата за перевозку груза устанавливается по соглашению сторон, если иное не установлено действующим законодательством или иными нормативно-правовыми актами.
Форма договора перевозки груза
Для договора перевозки груза предусмотрена письменная форма.
При заключении договора перевозки груза составляется и выдается отправителю груза транспортная накладная (коносамент или иной документ на груз, предусмотренный соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Накладная является перевозочным грузосопроводительным документом. Эта накладная является доказательством факта заключения договора перевозки. Накладная составляется грузоотправителем, сопровождает груз на всем пути следования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом. Отправителю же выдается грузовая квитанция.
Коносамент представляет собой товарораспорядительный документ. Коносамент относится к ценной бумаге, которая удостоверяет вещные права: право держателя (или указанного в коносаменте лица) получить указанный в нем груз после морской перевозки. Коносамент должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Кодексом торгового мореплавания РФ.
Виды договора перевозки груза
Договоры грузовой перевозки подразделяются по видам транспорта соответственно на договоры:
внутренней водной перевозки
Бухгалтерский учет
Согласно пункту 2 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н) расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Для целей бухгалтерского учета суммы, уплачиваемые в соответствии с договором перевозки, признаются расходами заказчика (клиента).
Порядок отражения указанных расходов в бухгалтерском учете, так же как и в налоговом учете, будет зависеть от того, чем является для заказчика (клиента) перевозимый груз.
Если стоимость услуг (без НДС), оказанных по договору перевозки, связана с приобретением имущества (принимаемого на учет в качестве актива в соответствии с действующими ПБУ), то стоимость услуг будет формировать стоимость данного имущества (абз. 2, 3 п. 23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).
Если же заказчик (клиент) использует услуги перевозчика с целью доставки продукции (товаров) до покупателя, то затраты в виде стоимости услуг признаются в бухгалтерском учете заказчика (клиента) расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Такие расходы отражают на счете 44 «Расходы на продажу».
Расходы признаются на дату исполнения договора перевозки по перевозке груза организации (на дату подписания первичного документа, подтверждающего факт оказания услуг).
Если составление первичного документа не предусмотрено, расходы признаются на дату сдачи груза перевозчику (п. 16, 18 ПБУ 10/99).
Налог на прибыль организаций
Стоимость оказанных по договору перевозки грузов (за вычетом НДС), связанных с приобретением имущества, учитывается в зависимости от вида приобретенного имущества в следующем порядке.
Если услуги связаны с приобретением (созданием) амортизируемого имущества, то стоимость услуг не учитывается в составе текущих расходов, а включается в первоначальную стоимость амортизируемого имущества (п. 5 ст. 270, абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ).
Если рассматриваемые услуги связаны с приобретением материально-производственных запасов (МПЗ), включаемых в состав материальных расходов, то стоимость услуг включается в стоимость таких МПЗ (п. 2 ст. 254 НК РФ).
Если услуги связаны с приобретением товаров для перепродажи, то стоимость услуг может формировать стоимость приобретенных товаров, если такой порядок формирования стоимости товаров предусмотрен учетной политикой для целей налогообложения (абз. 2 ст. 320 НК РФ).
В налоговом учете стоимость приобретения товаров определяется в соответствии с учетной политикой организации (абз. 2 ст. 320 НК РФ).
При этом статья 320 НК РФ допускает как включение расходов на доставку в стоимость приобретения товаров, так и их учет в качестве издержек обращения (в зависимости от того, какой порядок установлен учетной политикой организации).
Независимо от положений учетной политики транспортные расходы являются прямыми расходами и учитываются по мере реализации товаров.
Расходы на доставку реализуемых товаров до покупателя будут уменьшать доходы от реализации указанных товаров (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).
Налог на добавленную стоимость
Налогоплательщик вправе принять к вычету предъявленный при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав НДС при условии, что указанные товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены для осуществления деятельности, облагаемой НДС, после принятия указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав к учету и при наличии надлежащим образом оформленных первичных документов и счетов-фактур (подп. 1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ).
При наличии надлежащим образом оформленного счета-фактуры и первичного документа, подтверждающего факт оказания транспортных услуг (это может быть акт об оказании услуг, отчет или универсальный передаточный документ), а также при условии, что транспортные услуги приобретались заказчиком (клиентом) для осуществления облагаемой НДС деятельности, НДС, предъявленный экспедитором с суммы своего вознаграждения, заказчик (клиент) вправе принять к вычету:
Дебет 68, субсчет «НДС», Кредит 19
— принят к вычету НДС.
Договор перевозки грузов занимает в системе транспортных договоров доминирующее положение, является своего рода базовым договором, поскольку именно он выполняет основные задачи, связанные с перемещением материальных ценностей, способствует выполнению обязательств по доставке продукции потребителю.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Образец договора перевозки в прямом и смешанном сообщении
Договор перевозки в прямом смешанном сообщении — образец этого соглашения требуется часто, поскольку оно не урегулировано Гражданским кодексом. Однако некоторые особенности сделки определены законодательством, подробности — в настоящей статье.
Перемещение прямым смешанным сообщением
По ст. 788 ГК прямое смешанное сообщение предполагает транспортировку объектов на основании одного транспортного документа с помощью сразу нескольких видов средств перевозки. Объектами выступают багаж, грузобагаж, груз и пассажиры.
При перемещении грузов в качестве перевозочного акта используется транспортная накладная (ст. 104 Кодекса внутреннего водного транспорта от 07.03.2001 № 24-ФЗ, ст. 65 Устава железнодорожного транспорта от 10.01.2003 № 18-ФЗ). Под ней по ст. 2 Устава автомобильного транспорта от 08.11.2007 № 259-ФЗ понимается удостоверяющий заключение сделки по перевозке груза документ.
Перемещение грузов возможно путем взаимодействия автомобильных, железнодорожных, водных и морских транспортных средств.
Соглашение о перевозке грузов и иных объектов в прямом смешанном сообщении
Как указано в ст. 788 ГК, порядок организации перемещения с использованием рассматриваемого сообщения определяется соглашением компаний или предпринимателей-перевозчиков, которое должно соответствовать требованиям, установленным специальным законом. На данный момент нормативного акта, который регулировал бы договор перевозки в прямом смешанном сообщении, не существует даже в форме законопроекта. Исходя из этого, стороны ограничены в регулировании правоотношений только общими принципами гражданского права.
По сложившейся практике перед тем, как заключить договор смешанной перевозки грузовлибо иных объектов, перевозчики самостоятельно определяют порядок взаимодействия (ориентируясь на нормы, закрепленные в транспортных кодексах и иных законах) и выбирают из своего числа представителя, который от имени остальных организацией выступает стороной правоотношений по транспортировке объекта. Однако при этом не запрещено заключать сделки с множественностью лиц на стороне перевозчика.
Договор о перемещении объектов предполагает достижение соглашения о предмете сделки, т. е. о том, что будет оказана услуга о перевозке определенного объекта установленными видами транспорта в конкретное место назначения.
Подытожим. Сделка о транспортировке багажа или грузов, перемещении пассажира двумя и более видами транспорта по одному перевозочному документу является перевозкой в сообщении, характеризуемом как прямое смешанное. Соглашение оформляется грузоотправителем или пассажиром и одним или всеми перевозчиками. При этом определяется предмет сделки. Образцы договоров перевозки в смешанном и прямом сообщении можно скачать на нашем сайте.
Договор перевозки груза внутренним водным транспортом
Определение договора перевозки груза внутренним водным транспортом дается в ст. 67 КВВТ. Согласно этому определению договором перевозки груза является соглашение, по которому «перевозчик обязуется своевременно и в сохранности доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю или управомоченному на получение груза лицу, а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату».
Приведенная дефиниция является попыткой отойти от классического определения договора перевозки груза, сформулированного в ст. 785 ГК. Однако вряд ли можно признать ее удачной. Статья 67 КВВТ дополнительно вводит такие два требования к обязанностям перевозчика, как «своевременно и в сохранности доставить» груз и осуществить его доставку «с соблюдением условий его перевозки». По сути, они представляют собой детализацию требований к действиям перевозчика по надлежащему исполнению им своих договорных обязательств.
В связи с этим возникает вопрос: почему акцентирование внимания на надлежащем исполнении обязательств коснулось только перевозчика и не затронуло грузоотправителя? Здесь, безусловно, налицо несбалансированность требований к обязательствам сторон договора перевозки груза. Но главное даже не в этом, а в том, насколько оправданно указание в определении договора перевозки груза на надлежащее его исполнение перевозчиком. Вряд ли можно считать такой подход продуктивным. Дело в том, что надлежащее исполнение договорных обязательств сторонами презюмируется. Об этом достаточно четко сказано в ГК (ст. 309). Поэтому лишено смысла указание на надлежащее исполнение обязательств сторонами каждый раз при формулировке определения того или иного договора.
Другой аспект, касающийся нецелесообразности такой формулировки определения договора перевозки груза, как в ст. 67 КВВТ, заключается в следующем. Требование по своевременной и сохранной доставке груза, по сути, поглощается требованием соблюдения условий перевозки груза. Ведь соблюдение условий перевозки груза – это главным образом своевременная и сохранная доставка его в пункт назначения. Следовательно, в определении, по сути, повторяется основное требование к действиям перевозчика.
Стороны договора. Перевозчиком но договору перевозки груза внутренним водным транспортом может быть только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию в указанных законом случаях.
Упоминание о лицензировании перевозочной деятельности в КВВТ содержится лишь в определении перевозчика, который осуществляет перевозки транспортом общего пользования. В соответствии с п. 2 ст. 66 перевозчик (коммерческая организация, индивидуальный предприниматель), осуществляющий перевозки грузов на внутреннем водном транспорте в соответствии с федеральным законом, иными нормативными правовыми актами и выданной ему лицензией по обращению любого физического или юридического лица, является перевозчиком общего пользования. Вместе с тем Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 07.02.2013 № 185-ФЗ) устанавливает лицензирование деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом только опасных грузов (п. 21 ч. 1 ст. 12). Закрепленное в КВВТ его наименование – «перевозчик общего пользования» – нельзя признать удачным. Исходя из смысла ст. 789 ГК, регулирующей перевозку транспортом общего пользования, более точным было бы употребление термина «перевозчик, осуществляющий перевозку транспортом общего пользования».
В ст. 3 КВВТ, содержащей основные понятия, отсутствует определение второй стороны договора перевозки груза – грузоотправителя. Вместе с тем КВВТ содержит важное положение о том, что им могут быть физические лица. Речь идет о перевозке грузов для личных (бытовых) нужд граждан (п. 1 ст. 66 КВВТ). При перевозках грузов в иных целях грузоотправителем выступает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Предмет договора перевозки груза внутренним водным транспортом не имеет принципиальных отличий от аналогичных договоров на других видах транспорта. Он заключается в услугах по перевозке груза. Имеется специфика, касающаяся такого составного элемента услуги по перевозке груза, как услуга, связанная с его хранением.
Как и на других видах транспорта, прибывший груз хранится в конечном пункте бесплатно в течение суток, не считая дня прибытия груза. Однако в случаях, если в порту назначения нет помещений, пригодных для хранения груза, и грузополучатель не востребовал его, хотя и был своевременно извещен о прибытии груза, перевозчик может доставить этот груз и сдать на хранение за счет грузополучателя в ближайший порт, в котором имеются необходимые складские помещения. При этом все риски, связанные с грузом, несет грузополучатель.
Содержание договора. Обязанности перевозчика. Особенность обязанности по доставке груза в срок заключается в том, что на нее могут повлиять ограничение или запрещение движения судов. Решение об ограничении или запрете их движения вправе принять бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте. Основаниями для его принятия являются: непреодолимая сила, военные действия, объявление карантина, а также чрезмерное скопление грузов и судов в порту. Решение принимается в целях обеспечения безопасности судоходства, охраны жизни и здоровья людей, сохранности грузов. Кроме того, бассейновые органы государственного управления могут принять решение об ограничении осадки судов вследствие низких уровней воды на определенных участках или направлениях внутренних водных путей. О принятии указанных решений бассейновые органы информируют перевозчиков, грузоотправителей, грузополучателей с указанием причин и сроков введения ограничений или запрещения движения судов.
При невозможности доставки принятого для перевозки груза в порт назначения или выдачи сто указанному в транспортной накладной грузополучателю вследствие непреодолимой силы, военных действий, запрещения властей или иных независящих от перевозчика причин, он обязан уведомить об этом грузоотправителя, грузополучателя и организации, осуществляющие погрузочно-разгрузочные работы в портах отправления и назначения, с указанием причин, препятствующих доставке груза, и запросить распоряжение грузоотправителя, грузополучателя о том, как поступить с грузом. В случае если по истечении четырех суток перевозчик не получит распоряжение грузоотправителя, грузополучателя о том, как поступить с грузом, он вправе возвратить груз грузоотправителю или реализовать его.
Иные действия возлагаются на перевозчика, если судно было задержано в пути следования в связи с длительным препятствием продолжению рейса по причинам, не относящимся к непреодолимой силе, военным действиям, запрещению властей или иным независящим от перевозчика обстоятельствам. Их характер ставится законом в зависимость от того, был ли груз принят для перевозки до или после наступления срока прекращения обязательного приема груза для выполнения перевозки. Если он был принят до наступления срока прекращения обязательного приема груза для перевозки и судно было задержано в пути в связи с длительным препятствием продолжению рейса, перевозчик обязан по согласованию с грузоотправителем, грузополучателем обеспечить отправление его в порт или другой пункт назначения другим видом транспорта или реализовать груз в порядке, предусмотренном законом. Полученная сумма за вычетом причитающихся перевозчику платежей и расходов на реализацию груза перечисляется грузополучателю в случае оплаты им стоимости перевозки груза или грузоотправителю в остальных случаях.
Если же груз, принятый после наступления срока прекращения обязательного приема груза для перевозки, был задержан в пути в связи с длительным препятствием продолжению рейса, и от грузоотправителя, грузополучателя в течение четырех суток не поступило распоряжение о том, как поступить с грузом, то перевозчик вправе по своему усмотрению за счет грузоотправителя, грузополучателя оставить его на хранение до появления возможности продолжения рейса, в том числе на судне в зимнее время года, или реализовать в установленном порядке.
Обязанности перевозчика на завершающем этапе перевозочного процесса касаются, во-первых, уведомления грузополучателя о прибывшем в его адрес грузе не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия. Эта обязанность возлагается на перевозчика лишь в случае, если выгрузку груза должен выполнить он (п. 1 ст. 79 КВ ВТ). Вместе с тем по договоренности с грузополучателем перевозчик предоставляет ему информацию о предстоящем прибытии судна с грузом. Срок и порядок уведомления определяется сторонами в соответствии с установленными правилами и фиксируется в письменном заявлении грузополучателя. Последний должен обеспечить круглосуточный прием извещений перевозчика.
Во-вторых, груз, прибывший в пункт назначения в исправном судне без признаков несохранности, выдается грузополучателю с проверкой им массы, если груз взвешивался при приеме для перевозки перевозчиком, и без проверки, если принимался к перевозке по массе, определенной грузоотправителем.
В-третьих, в случае прибытия груза на неисправном судне с признаками несохранности перевозчик обязан совместно с грузополучателем проверить массу груза. При этом возможно вскрытие тары (упаковки). В соответствии с правилами оно осуществляется в строго установленных случаях: когда имеются следы нарушения тары (упаковки), порчи груза, а также при отсутствии на бездокументарном грузе маркировки и невозможности установить точное наименование или принадлежность груза к какой-либо отправке.
Закон возлагает на перевозчика обязанность при обнаружении в порту назначения недостачи, повреждения груза определить их фактический размер, а также сумму, на которую снизилась стоимость груза (п. 4 ст. 80 КВВТ). При этом он несет все расходы, связанные с определением размеров фактической недостачи, повреждения (порчи) груза и суммы, на которую снизилась его стоимость, включая и расходы на проведение независимой экспертизы.
При вскрытии мест груза и проверке содержимого составляется коммерческий акт. В нем указываются причины вскрытия, а также обнаруженные неисправности и несоответствия данным в накладной.
Необходимо отметить, что КВВТ увязывает составление коммерческого акта только с наличием явных признаков несохранности груза. В случае недостачи массы груза в пределах норм естественной убыли, других установленных норм, а также если его доставка осуществлена на технически исправном судне с неповрежденными ЗПУ либо в сопровождении представителя грузоотправителя или грузополучателя, коммерческий акт не составляется (п. 4 ст. 160 КВВТ).
Прибывший груз хранится в порту (пристани) назначения в течение суток, не считая дня прибытия, бесплатно. Если задержка выдачи груза произошла по вине перевозчика, все расходы, связанные с его хранением, несет перевозчик. Как уже отмечалось при рассмотрении предмета договора, в том случае, когда в порту (пристани) назначения нет помещений, пригодных для хранения груза, и грузополучатель не востребовал его после извещения в установленное время, перевозчик может доставить груз и сдать на хранение за счет грузополучателя в ближайший порт, в котором имеются необходимые складские помещения. При этом все случаи риска, связанные с грузом, несет грузополучатель. Если же возможность доставки и хранения груза в ближайшем порту отсутствует, перевозчик немедленно уведомляет грузоотправителя о неявке грузополучателя и требует от него распоряжения о том, как поступить с грузом.
Права перевозчика. Перевозчик имеет право при несвоевременном внесении грузоотправителем платы за перевозку и иных причитающихся платежей задерживать отправление груза, а также прекратить подачу судна для следующей погрузки груза до окончательных расчетов.
Особое право перевозчика, которое не закреплено ни в одном транспортном законе, заключается в том, что он вправе остановить погрузку груза при невыполнении грузоотправителем условий погрузки и размещения груза на судне. По этому поводу им составляется соответствующий акт, а виновная сторона возмещает причиненные убытки (п. 9 ст. 73 КВВТ).
Перевозчик может заключить с грузоотправителем или грузополучателем соглашение о выполнении работы по очистке судна за отдельную плату.
Некоторые дополнительные права возникают у перевозчика при перевозке опасных грузов. Так, в случае неправильного указания в транспортной накладной наименования опасного груза, его свойств, особых отметок или необходимых при перевозке такого груза мер предосторожности, отправления запрещенного для перевозки внутренним водным транспортом груза перевозчик вправе требовать от грузоотправителя или грузополучателя выгрузки за их счет опасного груза в любое время и в любом месте. Если грузоотправитель отказывается от выгрузки такого груза либо обстоятельства требуют немедленной его выгрузки, то перевозчик вправе уничтожить или обезвредить груз без возмещения понесенных грузоотправителем или грузополучателем в связи с этим убытков (п. 3 ст. 86 КВВТ). В обоих случаях плата за перевозку опасного груза грузоотправителю не возвращается. Если же плата за перевозку указанного груза не была осуществлена при его отправлении, то перевозчик вправе взыскать ее с грузоотправителя полностью.
Обязанности и права грузоотправителя. На грузоотправителя возлагается обязанность оплатить оказанную перевозчиком услугу. Плата за перевозку и иные причитающиеся платежи вносятся им до момента отправления груза (ст. 75 КВВТ).
К правам грузоотправителя относится право распоряжаться грузом до выдачи его грузополучателю либо передачи такого права грузополучателю или третьему лицу. О решении передать это право указанным лицам грузоотправитель уведомляет перевозчика.
КВВТ конкретизирует порядок реализации грузоотправителем права до момента вручения перевозчиком грузоотправителю транспортной накладной изменить грузополучателя и порт назначения. Такое решение оформляется заявлением, которое подается перевозчику. К заявлению прилагается подписанная перевозчиком квитанция о приеме груза к перевозке. Кроме того, грузоотправитель наделен правом потребовать от перевозчика обратной выдачи груза в порту его отправления до начала перевозки.
Обязанности и права грузополучателя. Прежде всего, грузополучатель обязан заблаговременно, не позднее чем через два часа с момента извещения о времени прибытия судна, указать перевозчику место, к которому должно быть подано судно под выгрузку груза. Оно должно быть пригодным для выгрузки груза и не представлять опасности для судна и экипажа. При непригодности предложенного места выгрузки наступают такие же последствия, как и в случае с непригодным местом для погрузки груза.
Другие обязанности грузополучателя заключаются в принятии груза от перевозчика в установленный срок, его выгрузке и вывозе из порта. Последствием непринятия груза может быть сдача его перевозчиком на хранение за счет грузополучателя. Если груз прибыл на неисправном судне или с неисправными ЗПУ, либо с признаками несохранности груза, грузополучатель обязан проверить сто массу. Как уже отмечалось, эта операция выполняется совместно с перевозчиком.
После выгрузки груза судно должно быть очищено, а если необходимо, то вымыто и подвергнуто дегазации, дезинсекции и дезинфекции. Эти работы выполняются грузополучателем или грузоотправителем.
Законом за грузополучателем закреплено такое специфическое право, как переадресовка груза, или, как указано в п. 2 ст. 78 КВВТ, право изменить грузополучателя и (или) порт назначения. Однако оно может быть реализовано грузополучателем только с момента получения от перевозчика транспортной накладной и до момента начала выдачи груза. Оформляется принятое грузополучателем решение заявлением с приложением к нему транспортной накладной. В этом случае он становится ответственным за последствия такого решения. При этом грузополучатель обязан урегулировать расчеты между ним, грузоотправителем, фактическим грузополучателем и перевозчиком.
Форма договора. Факт заключения договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Форма этого документа и порядок его заполнения урегулированы правилами перевозок грузов.
Кроме транспортной накладной при перевозке грузов внутренним водным транспортом составляются дорожная ведомость и квитанция о приеме груза. Эти транспортные документы, как и транспортная накладная, подтверждают заключение договора перевозки груза.
Цена договора устанавливается сторонами. При заключении публичного договора его цена определяется исходя из установленных тарифов. Платежи за перевозку груза производятся в пункте отправления, о чем делаются отметки в транспортной накладной, дорожной ведомости и квитанции о приеме груза.
Срок договора – это срок доставки груза в порт назначения и вручения грузополучателю. Порядок исчисления сроков доставки грузов определяется правилами. Особенностью определения сроков является учет начала и окончания навигации. Поскольку грузы могут приниматься для перевозки до открытия навигации, перевозчиком устанавливается график сроков отгрузки конкретных партий грузов после ее открытия. При этом в транспортной накладной, дорожной ведомости и квитанции о приеме груза делается соответствующая отметка.